• Русский
  • English

Круглый стол по проблемам бюрократизации науки и образования

27 февраля 2015 г. в малом конференц-зале СПбНЦ РАН состоялся круглый стол по проблемам бюрократизации науки и образования. Организаторами мероприятия выступили Российская ассоциация содействия науке (РАСН), Санкт-Петербургский научный центр РАН (СПбНЦ РАН), Социологический институт РАН (СИ РАН), Санкт-Петербургский союз ученых (СПбСУ), Общество научных работников (ОНР). 

Ведущие - Ирина Ильинична Елисеева - д.э.н., член-корр. РАН, председатель Научного совета СПб Союза ученых, директор Социологического института и Алексей Михайлович Ельяшевич - д.ф-м.н., председатель СПб регионального отделения РАСН и зам. председателя Научного совета СПбСУ, - открывая заседание, обозначили круг проблем, которые предстояло обсудить и которые обострились в связи с передачей научных организаций РАН под ведомство ФАНО. Лейтмотивом круглого стола стало не противостояние ФГБУН и ФАНО, а поиск компромиссов, формирование платформы для взаимопонимания и сотрудничества. 
Представление о нарастании бюрократических процедур в повседневной работе научной организации, на примере функционирования СИ РАН, было получено слушателями из выступлений Аллы Сергеевны Быстровой - ученого секретаря СИ РАН и Инны Викторовны Русаковой - помощника директора СИ РАН. Коллеги обозначили трудности, связанные с кадровым документооборотом. Алла Викторовна Родионова - руководитель Научно-образовательного центра СИ РАН - выступила с обзором нормативно-правовых и организационных последствий реформирования системы аспирантуры, наглядно продемонстрировав обилие бюрократических процедур и требований, ставящих под угрозу само существование подготовки аспирантов в академических институтах.

Выступление Константина Эдуардовича Тхостова - директора Лицея № 369, члена бюро СПб регионального отделения Общероссийского народного фронта, сопровождалось бурными дебатами, поскольку докладчик затронул тему проведения ЕГЭ, по поводу с которой ежегодно возникает некоторый ажиотаж, подогреваемый средствами массовой информации, и связанный как с бюрократическими трудностями для школ, так и с социально-психологическими последствиями для российских семей. В частности, К.Э.Тхостов заявил, что ЕГЭ следует рассматривать как вступительный экзамен в ВУЗы, и он не считает необходимым проведение ЕГЭ для всех школьников, поскольку не все они намерены поступать в ВУЗ. А способом оценки работы учителя ЕГЭ служить не может, поскольку (цитата) «...на 95% учителя к нему отношения не имеют. Это работа репетиторов». К тому же, как полагает Константин Эдуардович, выборочное проведение ЕГЭ позволит экономить и деньги государства, и время организаторов экзамена.
Последний доклад Александра Львовича Фрадкова - д-ра технич. наук, зав. лабораторией Института проблем машиноведения РАН и члена Совета ОНР "Бюрократия и ее сестры: бессмысленность и безграмотность. Несколько примеров " основан, как видно из названия, на анализе конкретных документов, поступивших в институты РАН из ФАНО, содержащих не только грамматические и пунктуационные ошибки, но и логические рассогласования и прочие свидетельства уровня их составителей, нередко являющие собой образцы бессмысленности.

По завершении докладов состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой были уточнены предложения, звучавшие с трибуны, сформулированы конкретные пожелания в адрес вышестоящих органов управления системами науки и образования. Присутствовавшие высказали надежду на продолжение работы в данном направлении, выразив готовность участия и сотрудничества.

канд. соц. наук С.И.Бояркина