Филиал Федерального Научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Теория культурной травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф

Грант РФФИ № 18-011-00570 (2018 - 2020)

Руководитель: Артёменко Наталья Андреевна

Теория культурной травмы сложилась в последнее время в настоящую гуманитарную научную парадигму, нацеленную на исследование хаотических и катастрофических моментов в истории с далеко идущими социальными и культурными последствиями. Само понятие травмы, привнесенное из психоаналитического дискурса в социальные науки, отсылает к исследованиям посттравматического синдрома. Если в конце ХХ века одной из базовых, хоть и постоянно подвергаемых критике, парадигм современности, была парадигма конца истории, то сейчас можно говорить о том, что на ее место постепенно заступает оптика исторической травмы. Исследования травмы являются сегодня неотъемлемой частью интеллектуального поля и работают с наиболее актуальными и болезненными моментами современных социальных процессов. Тем не менее, существует также и критика trauma studies, основной аргумент которой состоит в том, что данные исследования направлены как на то, чтобы травму проработать, так и на то, чтобы ее поддерживать, сделать ее абсолютной позицией высказывания. В этом смысле необходима не только работа, проводимая изнутри самих trauma studies, но и тщательная философская проработка, выявление теоретических истоков тех терминов, приемов и стратегий, на которых основано данное направление исследований. Несмотря на то, что обращение к проблематике травмы в современных социогуманитарных исследованиях становится все более распространенной практикой, в российских исследованиях до сих пор отсутствует систематизированный обзор и методологическая рефлексия, что негативно сказывается на применении идей, приемов и стратегий теории культурной травмы как в сфере систематической философии, так и в прикладных разделах философского знания в России. В рамках проекта ставится, таким образом, задача разработать концептуальную панораму и универсальный подход не только к культурной травме, но и к другим культурным феноменам, формирующим содержание культурной памяти посредством деструкции (насильственной трансформации) социального тела.